Наследство многоженца
Семейчанка Жумагайша КАЛИЕВА (имена героев изменены по этическим причинам. - М.Г.) десять лет назад разрешила мужу завести… токал. А перед Новым годом он взял и повесился! Законной супруге покойного предстояло испытать шок еще раз, когда суд постановил: сожительница ее мужа имеет точно такое же право претендовать на часть имущества мужа, как и она сама…
Жумагайше очень сложно развернуться на своей инвалидной коляске в тесном дачном домике дочери, куда ей пришлось переселиться после смерти мужа.
- Теперь, когда вы меня увидели, вам понятно, почему я дала согласие Ермеку на сожительство с другой женщиной? Как, имея инвалидность первой группы, можно удержать у своей юбки здорового мужика? - спрашивает меня с дрожью в голосе Жумагайша-апа.
Было время, когда Калиевых в их родной деревне в Кокпектинском районе считали образцовой семьей. Жили душа в душу, растили сыночка и двух дочек. Но в 1992 году жизнь Жумагайши чуть не оборвалась: женщина неудачно упала с приставной лестницы во дворе своего дома и сломала шейные позвонки. Врачам удалось спасти ей жизнь, но она навсегда осталась парализованной. К чести Ермека, он не сломался, не струсил - взвалил на свои плечи уход за женой, прикованной к постели, и заботу о трех малышах. 13 лет он самоотверженно служил семье! А потом дети выросли. Прозябание в умирающей деревне - не о таком будущем мечтали для них родители. Решение родилось само собой: дочери достаточно взрослые, чтобы позаботиться о парализованной матери, а отец должен ехать в город - закладывать фундамент для переезда всей семьи. Шел 2005 год. Почти сразу Ермек честно рассказал жене: в Семее у него появилась другая женщина. Такая же переселенка из села, как он сам. Их объединило жгучее желание пробиться к месту под солнцем…
Ермек со слезами клялся жене, что никогда не бросит ее с детьми и сделает все для того, чтобы перевезти их в город. Жумагайша оцепенела от обиды: ее любимый и единственный практически просил разрешение жить на две семьи! Но она дала согласие, наступив на горло собственной песне. Жумагайша хорошо помнила, что вот этот “предатель” долгие годы ухаживал за ней, парализованной…
Ермек делал все для того, чтобы его первая семья ни в чем не нуждалась - при любой возможности ехал в деревню, нагруженный продуктами и подарками. А в 2008 году он наконец-то смог сдержать свое слово - перевез Жумагайшу с детьми в город, где поселил в двух комнатах общежития. Теперь Ермек крепко стоял на ногах - вместе с гражданской женой Галией РАИМБЕКОВОЙ он построил в дачном поселке Бобровка продуктовый магазин, который приносил стабильный доход. Жумагайша ни разу не упрекнула мужа за то, что прибыль между ним и токалкой распределяется, мягко говоря, неравномерно. У Галии Раимбековой тоже трое взрослых детей. За время совместной жизни с Ермеком она одной своей дочери купила двухкомнатную квартиру в Семее, другой - двушку в Алматы! Третью дочку отправила учиться в… США. Кроме того, на имя токалки записана четырехкомнатная квартира в центре города, в которой она проживала вместе с Ермеком. Даже две комнаты в общежитии, где до недавнего времени жила Жумагайша, принадлежат Галие!
Между тем родные дети Ермека довольствовались малым. Одна дочь жила с мужем в заштатном Аягозе, другая со своей семьей - на даче. А 27-летний сын продолжал ютиться с мамой в общежитии.
- Я никогда не имела привычки заглядывать в чужой карман, - говорит Жумагайша. - Главное, что Ермек обеспечивал нас всем необходимым. Сын помогал ему с делами в магазине. Нам бы не пришло в голову претендовать на большее.
5 декабря 2014 года жизнь Ермека оборвалась. Он внезапно для всех наложил на себя руки в той самой квартире, где жил с Галией.
Отойдя от горя, Жумагайша задумалась, как жить дальше. С уходом главного кормильца из жизни она с детьми остро ощутила нехватку денег. Стабильным источником дохода для них мог бы стать магазин, записанный на имя Ермека Калиева. Он официально так и не развелся с первой женой, поэтому она без проблем могла вступить в права наследования.
- Но Галия не захотела расставаться с магазином! - вздыхает Жумагайша. - После смерти мужа она предложила обменяться: я ей - магазин, а она нам - свои комнаты в общежитии, где мы успели прожить шесть лет. Я отказалась. Ответная реакция не заставила себя ждать…
Галия подала в суд иск о выселении родственников умершего сожителя с ее жилплощади в общежитии. Жумагайше не оставалось ничего другого, как переехать к дочери в двухкомнатный домик в дачном поселке, где та жила с мужем и двумя малышами. Сына Жумагайши приютил дядя - родной брат Ермека.
Дальше события развивались по нарастающей - Галия подала еще один иск в суд. На этот раз о признании магазина, дачного домика, двух земельных участков и машины, записанных на имя Ермека Калиева, общей совместной собственностью. И суд... пошел ей навстречу!
Вот только Жумагайша Калиева не готова с этим мириться. Сейчас она оспаривает решение суда первой инстанции в апелляционной коллегии. Брат умершего супруга Кайрат КАЛИЕВ, тот самый, что приютил сына Жумагайши, полностью на ее стороне.
- Для меня Жумагайша всегда была единственной женой брата, - признается он. - Логику суда трудно понять. Почему-то совместно нажитым имуществом признали только то, что было записано на имя Ермека! А имущество, которое по документам числилось за Галией, такая участь не постигла. Довод такой - кредиты на приобретение многочисленных квартир она брала на свое имя, значит, они только ее! Но у меня есть доказательства, что кредиты сожительницы погашал Ермек! И, конечно, буду идти до конца, чтобы отстоять права законной жены моего брата, которая осталась ни с чем.
Милана Гузеева, коллаж Владимира Кадырбаева Семей