5635

Счастливы плакать вместе

Нина НИКИФОРОВА ждала сына 20 лет.

В преддверии Нового года в Усть-Каменогорске произошло маленькое чудо: мать, двадцать лет искавшая своего сына, наконец встретилась с ним... 

- У тебя борода, - первое, что сквозь слезы сказала женщина сорокалетнему сыну.
Когда она отпускала его на учебу два десятилетия назад, у него едва пробился легкий пушок над губой...
Нашла своего Женю Нина НИКИФОРОВА еще два года назад. Но увидеться мешали бюрократические проволочки и полное отсутствие у мужчины документов.
Эта история началась в солнечном Таджикистане. Туда Нина Никифорова, взяв сына Женю, переехала из Восточного Казахстана: после неудачного первого брака решила сменить обстановку. В небольшом городке недалеко от Душанбе Нина встретила своего второго мужа Владимира, родила дочь Кристину.
- Жене, как и любому парню, не терпелось начать самостоятельную жизнь, - вспоминает Нина. - Сын хотел быть машинистом и уехал учиться в Орехово-Зуево.
От него исправно прилетали письма: “Все хорошо, скоро пойду служить в армию”, “Мама, я солдат, меня направили в Аягуз, почти на родину”, “Служба позади, вернулся в Орехово-Зуево. Работаю, все в порядке. По вам скучаю сильно”.
Фотографии и письма Нина Никифорова до сих пор хранит в шкатулке.
- Маленькая летопись нашей семьи, - объясняет она.
А потом в Таджикистане грянула гражданская война.
- Мы до последнего ждали, когда все закончится. Я даже сейчас не могу объяснить, кто с кем воевал и, самое главное, ради чего, - с горечью вспоминает Нина Михайловна. - После того как на моих глазах расстреляли человека, я перестала спать, а если засыпала - будили кошмары. Все казалось, что это меня убили. Потом Кристину в школе захватили в заложники. Случилось чудо: эти люди сжалились и сами отпустили детей, не причинив им вреда. Но в тот страшный день, когда дочку и других ребят держали взаперти вооруженные мужчины, мы четко поняли - пора бежать в Казахстан к родственникам.

***

1993 год. Поселок Глубокое. Здесь беженцы и нашли приют.
- Я не успела написать Жене, что наш адрес изменится, - рассказывает Нина Михайловна. - С февраля 1994 года связь с Женей пре­рвалась. Я писала ему на старый адрес, а он съехал оттуда. Он писал мне, а конверты возвращались ему с пометкой “адресат выбыл”.
На память остались только подернутые темной пленкой времени фотографии.
Нина Михайловна отправляла письмо за письмом, запрос за запросом в Первопрестольную: в милицию, морги, больницы, дома инвалидов, в “Жди меня”...
- Каждый месяц я заново составляла все бумаги. Вдруг что-то изменилось? - продолжает Нина Михайловна. - Бывало, пишу и плачу. Тогда муж подходил, брал ручку и дописывал текст за меня. Я пробовала копить деньги на поездку в Москву, потом поняла, что не знаю ни одного столичного знакомого Жени. Где бы я его искала? Я почти потеряла надежду...

***

7 мая 2012 года Нина Никифорова запомнила навсегда. Было солнечно...
- Мне позвонили из передачи “Жди меня” и сказали, что я могу поговорить со своим сыном, - вспоминает Нина Михайловна. - У меня отнялись ноги, я рухнула в кресло. Мы даже не разговаривали. Мы просто плакали навзрыд. И были так счастливы оттого, что плачем вместе!
Нина Никифорова успела сказать мужчине на том конце провода с таким непохожим на голос юнца тембром: “Пришли мне свои фото!”. Она не могла поверить, что нашла сына.
- Я не узнала Женю на присланных фото и сказала соседу, на чью электронную почту пришли снимки: “Вы мне что-то не то открыли, это не мой мальчик”. А он смеется: “Нина Михайловна, вашему мальчику уже сорок лет”. Я распечатала фото, забрала домой и смотрела на них часами - приучала себя к мысли, что это мой сын.

***

42-летний Евгений Никифоров не очень разговорчив. Хотя его судьба могла бы стать сценарием для сериала.
После армии парень быстро встал на ноги и нашел работу. Женился на любимой девушке.
Внезапно молодая жена тяжело заболела и умерла. Сломленный мужчина решил покинуть Подмосковье и уехал на заработки с другом в Дагестан. Пошел подработать на кирпичный завод, охранники забрали документы для оформления трудо­устройства, а потом бесцеремонно затолкали в сарай и коротко бросили: “Ты теперь в рабстве”. Рабом он пробыл недолго, в то время как другие оставались в неволе десятилетиями. Незнакомая дагестанка помогла мужчине бежать: ночью открыла замок на сарае и отвлекла охранников.
Евгений вернулся в Орехово-Зуево. Без документов, денег, работы. Квартиру арестовали за долги, выкупить ее он не мог. Евгений все чаще топил горе в вине. Однажды он выпивал с друзьями, алкоголь оказался паленым, и компания прямиком из-за стола попала в реанимацию. Трое приятелей скончались, выдержал лишь крепкий организм Жени.
Из больницы Евгения перевели в центр адаптации. Прожив там год, он устроился работать на автостоянку. Однажды молодая клиентка, всмотревшись в лицо Евгения, сказала: “Я вас по телевизору видела, вас мама ищет”. Спустя несколько часов Женя появился у киоска “Жди меня” на Казанском вокзале...

***

Увидеться Нина Никифорова и ее сын не могли почти два года. Евгения официально не существовало. Отсутствие документов сделало его пустым местом. Как ему приехать в Казахстан?
- Два года мы добивались этого: я собирала документы здесь, обивала пороги кабинетов, Женя судился там три раза подряд. Кипы бумаг пришлось предъявить, чтобы сын получил паспорт и смог прилететь, - рассказывает подробности Нина Никифорова. - Люди вышли из самолета, и у меня внутри все оборвалось - нет моего сына! Перед глазами поплыли лица пассажиров, и только тут в толпе я увидела бородатого мужчину. Что-то в нем показалось родным, и я крикнула: “Женька, сынок!”. Он обернулся, удивленно спросил: “Мама?” - и бросился ко мне. Конечно, он сильно изменился. Стал замкнутым за долгие годы одиночества. Раньше Женя был очень общительным и веселым.

***

Об истории Нины Никифоровой говорят уже десятки людей.
- Позвонили мне на днях домой и говорят: “Помогите нам найти брата”. Я поразилась, а мне отвечают: “Нина Михайловна, ведь вы отыскали сына. Значит, и нашего брата найдете”. Я объясняю, что не умею людей искать, а мне говорят: “Вы везучая, найдете”. Дай бог, ведь у людей всегда должна оставаться надежда...

Евгений ФОМИНЫХ, фото Виктора АБАКУМОВА,Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть